Главная » Статьи » Мамам и Папам » Разное |
Речевой слух! Советы логопеда.
Категория: Разное (метки: Речевой слух - это способность улавливать и различать на слух звуки родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки выразительно, отчетливо (звукопроизношение) произносить слова, использовать все возможности голоса, менять громкость, скорость и тембр речи. Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни. Очень важно не упустить возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенку понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма - "как слышим, так и пишем". Итак, приведу ниже упражнения, которые можно выполнять с любого возраста. 1. Диск со звуками природы. Слушать, различать звуки природы (гремит гром, капает дождь и т. д.). 2. Малыш сидит на стуле. Вы встаете позади него и издаете различные звуки (стучите, шуршите, рвете). Ребенок должен угадывать ваши действия. 3. Подражание животным. Ребенок изображает звуки, которые издают животные (дикие, домашние). 4. Игра "Кто там"? Уходите в другую комнату и оттуда издаете звуки животных. Малыш угадывает. 5. "Кто позвал"? Родители по очереди зовут ребенка. Малыш угадывает, кто позвал. Можно менять тембр, скорость и интонацию, усложняя задание. 6. Игра в лото (парные картинки). Покажи - назови. 7. Горячий-холодный. Ребенок должен знать на ощупь эти слова. Кидать мячик и давать задание (холодный ловишь - горячий пропускаешь). 8. Съедобное-несъедобное. Тот же принцип игры что и в пункте 7. 9. Слушай-выполняй! Давать задания ребенку (потанцуй со мной, принеси мячик и т. д.). Для более старших детей (с 4 лет) нужно придумывать игры на угадывание звука в слове. Например, ребенок поднимает руку, когда слышит звук Р. Если развивать речевой слух с самых первых лет жизни малыша, то в будущем вам не придется исправлять звукопроизношение у логопеда и в школе речь ребенка будет красивой, правильной, а письмо без грамматических ошибок! Удачи Вам!
|
Читайте также другие интересные статьи: