Принято считать, что старшие дети в семье – самые умные, ответственные и самостоятельные, а младших больше балуют, и они чаще проказничают и хуже учатся в школе. Ученые выяснили, что это не так. Описанные выше расхожий стереотип, как выяснили американские ученые, может быть, и работает в какой-нибудь отдельно взятой семье, а вот на массовом уровне, в масштабе человеческой популяции, особой разницы в уровне IQ и чертах характера между первым ребенком и его младшими братьями и сестрами не наблюдается. Исследователи, проанализировали данные, касающиеся уровня IQ и черт характера 377 тысяч учеников старшей школы. Как пояснила один из авторов этого труда, профессор Родика Дамиан, ученые принимали во внимание различные факторы, которые могли бы повлиять на интеллект и характер детей, в том числе их порядок появления в семье. Выяснилось, что хотя в среднем у старших детей и есть некоторые преимущества перед младшими в уровне IQ, они статистически столь несущественны, что их можно не принимать во внимание. То же самое касается и характера первенцев – у них отмечается тенденция быть несколько более общительными, дружелюбными, добросовестными и спокойными, чем появившиеся на свет вторыми, третьими или, например, четвертыми по счету, но эти отличия настолько малы, что о них не стоит и говорить, отмечают ученые. Родители обычно возлагают на первенцев больше ответственности просто потому, что они старше, чем остальные дети, а те воспринимаются более веселыми и раскованными просто потому, что они младше, чем их более зрелый старший брат или сестра. Дамиан призвала родителей отказаться от стереотипов и помнить, что характер формируется с возрастом. Не стоит давить на детей и строить планы на их будущее в зависимости от порядка их появления на свет, иначе можно просто разрушить их жизнь – например, заставить первенца отказаться от артистической карьеры или не дать младшему получить хорошее образование просто потому, что он, по вашему мнению, слишком любит развлечения. Автор материала: Татьяна Щеглова
|